Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации
ГлавнаяЭкспертный клубОценка законопроектовКомментарии к письму ФОМС от 15.03.11 г. № 1257/30-4/

Комментарии к письму ФОМС от 15.03.11 г. № 1257/30-4/

Президент НП «Национальное Агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе», Сопредседатель комитета по независимой экспертизе качества медицинской помощи и дефектов медицинской помощи НМП, Член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук, профессор

Алексей Старченко

Статьи эксперта

Саморегулируемые организации помогут контролировать качество медпомощи

Законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами»: анализ существующих подходов с позиции интересов государства и гражданина

Оценка приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 года №230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»

Заключение о незаконных требованиях к эксперту качества медицинской помощи

Карта дефектов медицинской помощи против «вкусовщины» и субъективизма в экспертизе

Оценка проекта закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Менеджмент качества медицинской помощи: демонтаж экспертизы объемов и качества помощи

Проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: шило на обмылок!

Модернизационная лихорадка и стандарты акушерской помощи: как выжить?

Письмом ФОМС от 15.03.11 г. № 1257/30-4/и «О реализации приказа ФОМС от 01.12.2010 № 230» объявлен и фактически вводится в действие «Перечень обязательств медицинской организации и последствия их неисполнения, влекущие возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафа за неоказание, несвоевременное оказание либо оказание медицинской помощи».

В соответствии нормой ч. 8 ст. 39 «Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» Федерального Закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»: «За неоказание, несвоевременное оказание или оказание медицинской помощи ненадлежащего качества по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация уплачивает штраф в порядке и размере, которые установлены указанным договором».

В соответствии нормой ч. 2 ст. 40 Организация контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи» Федерального Закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ: «Взаимные обязательства медицинских организаций и страховых медицинских организаций, следствием которых является возможность неоплаты или неполной оплаты затрат на оказание медицинской помощи, а также уплаты медицинской организацией штрафа, предусматриваются заключенным между ними договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, устанавливаемым правилами обязательного медицинского страхования».

В соответствии с нормой ст. 41 Федерального Закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ «Порядок применения санкций к медицинским организациям за нарушения, выявленные при проведении контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи»: «Суммы, не подлежащие оплате по результатам медико-экономического контроля, медико-экономической экспертизы, экспертизы качества медицинской помощи, удерживается из объема средств, предусмотренных для оплаты медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями, или подлежит возврату в страховую медицинскую организацию в соответствии с договором на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, перечнем оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи».

Таким образом, в настоящее время законодательно установлена возможность применения экономических и штрафных санкций к медицинской организации со стороны СМО в соответствии с заключаемыми между ними договорами, при этом отсутствует прямая норма о праве СМО применять санкции за ненадлежащее качество оказанной учреждением здравоохранения медицинской помощи в конкретном размере.

Типовая форма Договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденная приказом МЗ и СР РФ от 24.12.2010 N 1184н, не содержит конкретный размер санкций, применяемых к медицинской организации со стороны СМО и ТФОМС за ненадлежащие объем и качество оказанной медицинской помощи по перечню оснований для отказа в оплате медицинской помощи либо уменьшению оплаты медицинской помощи в соответствии с порядком организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, утвержденному приказом ФОМС от 01.12.10 г. № 230.

В соответствии с п.11 ст. 39 «Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию» Федерального Закона от 29.111.10 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» «11. Форма типового договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности».

Приказом Минздравсоцразвития России от 24.12.2010 N 1184н по согласованию с Росстрахнадзором (рег. Минюст России № 19714 от 04.02.11 г.) утверждена типовая форма договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, которой не предусмотрены какие-либо штрафные санкции со стороны страховых компаний к учреждениям здравоохранения.

Реализация на практике предложений, изложенных в письме ФОМС от 15.03.2011 г. № 1257/30-4/и «О реализации приказа ФОМС от 01.12.2010 г. № 230», который не является федеральным органом исполнительной власти и в соответствии с п. 11 ст. 39 Закона РФ № 326-ФЗ не праве устанавливать ни форму типового договора, ни ограничительные требования к нему в форме каких-либо штрафных санкций, крайне затруднительна, кроме того затрагивает права и законные интересы субъектов и участников системы ОМС: учреждений здравоохранения, СМО, ТФОМС (в силу возможного обвинения в превышении, либо в злоупотреблении должностными полномочиями в части самостоятельного внесения изменений в типовой договор, не имея законом установленных полномочий), медицинских работников (подлежащих материальным взысканиям при предъявлении штрафа учреждению здравоохранения за оказание помощи ненадлежащего качества медицинским работником) и застрахованных лиц - граждан РФ, которые в силу п.1 ст. 16 «Права и обязанности застрахованных лиц» имеют право на: 6) получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи; 8) возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации».

Таким образом, полагаю, что изданием ФОМС письма от 15.03.11 г. № 1257/30-4/и «О реализации приказа ФОМС от 01.12.2010 №230»:

  • нарушается порядок вступления в юридическую силу актов, затрагивающих права и законные интересы граждан РФ;
  • нарушается порядок утверждения и регистрации нормативных актов органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы граждан РФ;
  • создается не соответствующий законодательству РФ порядок ограничения прав и законных интересов граждан-пациентов и граждан-медицинских работников в обход существующего законного порядка, т.е. неуполномоченным законом органом, не являющимся федеральным органом исполнительной власти и в форме ненормативного документа (письмо).

Президент НП «Национальное Агентство по безопасности пациентов и независимой медицинской экспертизе», Сопредседатель комитета по независимой экспертизе качества медицинской помощи и дефектов медицинской помощи НМП, Член Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, доктор медицинских наук, профессор

Алексей Старченко

Статьи эксперта

Саморегулируемые организации помогут контролировать качество медпомощи

Законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами»: анализ существующих подходов с позиции интересов государства и гражданина

Оценка приказа Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 1 декабря 2010 года №230 «Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию»

Заключение о незаконных требованиях к эксперту качества медицинской помощи

Карта дефектов медицинской помощи против «вкусовщины» и субъективизма в экспертизе

Оценка проекта закона РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»

Менеджмент качества медицинской помощи: демонтаж экспертизы объемов и качества помощи

Проект Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»: шило на обмылок!

Модернизационная лихорадка и стандарты акушерской помощи: как выжить?

Наши партнеры

Медицинский вестник