На главную страницуК карте сайтаКонтактная информация НП «Национальная Медицинская палата»
RussianEenglish
Зарегистрироваться||Войти

Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль?

Вспомнить пароль

Логин

Вернуться к авторизации

Раздел в разработке Раздел в разработке Раздел в разработке Раздел в разработке
О Палате Деятельность
Независимая экспертиза НПМСотрудничество с Министерством Здравоохранения РФЗаконодательство в сфере здравоохраненияОбщественная аккредитация образовательных программЭтический комитет НМПКомитет по саморегулированиюКомитет по развитию рынка медицинских услугНепрерывное медицинское образованиеОбщество Взаимного Страхования Юридическая поддержкаСовет по профессиональным квалификациям в здравоохранении
Экспертный клуб Мероприятия
Конгресс Национальной медицинской палаты «Российское здравоохранение сегодня: проблемы и пути решения»Врачи и юристы обсудили правовые риски в медицинской деятельностиРасширенное заседание Совета союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» и вручение Премии Национальной медицинской палатыМеждународная конференция «Независимая медицинская экспертиза как инструмент досудебного урегулирования споров между врачом и пациентом»Он-лайн семинар «Проверки медицинской организации: как правильно подготовиться»Он-лайн семинар «Правовые последствия некачественного оказания медицинской помощи и медицинских услуг»V Съезд Национальной Медицинской ПалатыОн-лайн семинар «Острые вопросы трудового права»Семинар "Организация деятельности комиссии по независимой медицинской экспертизе"Он-лайн семинар: «Дефекты оказания медицинской помощи»Внеочередной съезд Национальной медицинской палатыСеминар по вопросам уголовного права для медицинских работниковСеминар: "Особенности правового регулирования трудовых отношений медицинских работников"Семинар: «Подводные камни» при рассмотрении спорных ситуаций между врачами и пациентамиСъезд и Премия Национальной медицинской палаты - 2014Конференция «Медицина и право»Информационный семинар по повышению правовой грамотностиОн-лайн конференция Л.М. РошаляСовет Национальной медицинской палаты 26 декабря 2013 гСовет Национальной медицинской палаты 27 - 28 сентября 2013 г.
Выступление зам. Министра здравоохранения И. Н. КаграманянаВыступление президента НМП Л. М. РошаляВыступление ответственного секретаря Координационного совета Минздрава и Национальной медицинской палаты М. Н. ЛесниковойВыступление вице-президента Национальной медицинской палаты С. Б. ДорофееваВыступление вице-президента «Опоры России», вице-президента Национальной медицинской палаты Н. В. УшаковойВыступление Президента Общества врачей Латвии Петериса АпенисаВыступление А. М. Резникова (Врачебная палата Германии)Выступление члена Врачебной палаты земли Северный Рейн Ганц-Георг ХубераВыступление председатель Общего Собрания НП «Тюменское региональное медицинское общество» Е. В. ЧесноковаВыступление представителя Медицинской палаты Архангельской области Пышнограевой Н.С.Выступление Исполнительного секретаря ОО «Медицинская палата Алтайского края» В. А. ЛещенкоВыступление Заместителя председателя ОО Новосибирская областная Ассоциация И. В. ВоробьеваВыступление Председателя СРОО «Врачебная палата» Н. Л. Аксеновой
Первый съезд врачей РФВсероссийский общественный форум медицинских работниковВ Москве прошел Всероссийский форум медицинских работниковПервая всероссийская конференция по вопросам саморегулирования
Пресс-центр НМП в регионах
Нам важно ваше мнение
Нам важно ваше мнение
По инициативе

Пути решения кадровой проблемы в здравоохранении. Доклад Н. Н. Володина

Скачать (46.5 Кб)

Презентация

Вопросы кадровой политики, лицензирования и аккредитации

Уважаемый президиум, уважаемые коллеги.

 Действительно, всеобъемлющий доклад Вероники Игоревны Скворцовой позволил не только уточнить всем нам, какие проблемы есть в кадровой политике, но самое главное – то, что в ближайшие годы ожидает нашу систему в плане оснащения.

Поскольку я – содокладчик, поэтому хотел бы остановиться на отдельных аспектах и обострить их для того, чтобы мнение нашего сообщества было единым. Как подтвердил ответ на последний вопрос, это единство у нас уже созревает.

Действительно, проблема кадрового обеспечения здравоохранения – это проблема не сегодняшнего и не вчерашнего дня. Она создавалась еще в давние советские времена. Каждый год из года в год она усиливается либо находится на том же уровне. Характеризуется, именно большим количеством врачей, с одной стороны, в нашей стране. С другой стороны, тяжелейшей диспропорцией не только по специальностям, хотя в настоящее время идет колоссальный дефицит по анестезиологам, патологоанатомам, психиатрам, врачей клинической лабораторной диагностики, - но и есть диспропорция между врачами, работающими в городе и в трудно доступным районах, в первую очередь в сельской местности. Действительно, проблема соотношения врачей и медицинских сестер, которые в странах Западной Европы и Америки составляет где-то 1 к 4 или 1 к 6, - у нас это соотношение 1 к 2, 1 к 1,5. Не более, чем 1 к 2,5.

Единственное, что я могу сказать, - так это то, что был некоторый просвет при решении кадровой проблемы, - в 2006-2007 гг., когда в рамках реализации национального проекта «Здоровье» путем стимулирования финансового мы закрыли брешь в здравоохранении по врачам первичного звена. За год практически удовлетворили всю потребность в учреждениях первичного звена здравоохранения.

Сложности остаются, и чем они обусловлены? Первая причина – это весьма слабая мотивация молодых специалистов работать в труднодоступных или недостаточно доступных территориях. Второй чрезвычайно важной причиной, -  недостаточный контроль со стороны органов власти субъектов Российской Федерации, органов власти муниципальных образований за реализацией концепции кадрового обеспечения здравоохранении в субъектах. Не только отдаленный прогноз, но даже на ближайшие 5-10 лет.

В последние годы возникли еще две чрезвычайно важные причины. Это – существенное улучшение материально-технической базы большого количества лечебно-профилактических учреждений в рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» и ввод в строй федеральных центров высоких медицинских технологий. Именно из-за этих двух последних вложений определился дефицит в особых кадрах, которые не имели раньше возможность работать в таких условиях. Это связано, конечно, с качеством подготовки специалистов. Не только на студенческой скамье, но и на всех этапах его профессиональной деятельности.

Таким образом, сегодня мы можем две основные проблемы  кадровые обозначить – это поэтапная проекция дисбалансов в кадровом обеспечении в системе здравоохранения субъектов Российской Федерации. Второе – это повышение качества подготовки специалистов на всех этапах профессиональной деятельности. Мы говорим о распределении. Все сказали, что распределение необходимо вернуть. Но для того, чтобы вернуть распределение в рамках соблюдения Конституции Российской Федерации, нам необходимо юридически грамотно подготовить проект документа, который лег бы в основу законодательного акта, в соответствии с которым утверждалось бы государственное распределение выпускников медицинских вузов, которые получают высшее и последипломное образование за счет федерального бюджета. Решение и подготовку этого документа нужно обязательно проводить совместно и параллельно с проектом документа, с проектом положения, о котором уже говорилось в течение последних десяти лет, и обсуждалось министерством образования и науки, - это положение о целевом наборе молодежи в вузы из трудно- и недостаточно доступных территорий. Тем более, это важно в условиях, когда везде по всей стране идет ЕЭГ.

Я один раз сказал: то, что ребята, молодежь из сельской местности и недостаточно и труднодоступных территорий имеют низкий балл о ЕЭГ. Низкий уровень в базовой средней школе – это не их вина, а их беда. Нет у них сегодня такой возможности получить фундаментальные хорошие знания без дополнительных занятий с репетиторами. Поэтому здесь, если будет подготовлен подобный документ о целевом наборе молодежи, то они получат законодательно возможность. Здесь будет совместное рассмотрение с территориальными органами решения о наборе студентов – той молодежи, которая в последующем будет работать на местах.

Тем более, я хотел еще раз обратить ваше внимание на ст. 49 главы Второй, что каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Думаю, что консолидированная работа над пакетом этих документов позволит нам найти пути решения проблемы кадрового обеспечения в рамках Конституции Российской Федерации.

Проблема качества подготовки специалистов -  необходимо ее решать в первую очередь с устранения разногласий между руководством муниципальных и областных лечебно-профилактических учреждений и федеральными образовательными медицинскими учреждениями, большая часть из которых не имеет в своем распоряжении клинических баз. Я думаю, что здесь нам нужно сейчас честно сказать то, что вузы должны иметь возможность располагаться и пользоваться больницами, поликлиниками, родильными домами. Профессорско-преподавательский состав, который имеет прекрасную подготовку и определяет направления развития науки и практического здравоохранения, должен иметь возможность активной реализации лечебной деятельности в этих ЛПУ, и опытные врачи – заведующие отделений, заместители руководителей должны в полном объеме привлекаться к работе в образовательном процессе, продолжая те элементы, о которых говорила Вероника Игоревна. Именно – элементы наставничества для нашей молодежи на дальнейшую любовь к профессии и на дальнейшую работу в учреждениях здравоохранения.

Реализация нового положения государственных образовательных стандартов невозможна без значительного обновления условий проведения образовательного процесса, в первую очередь за счет организации современных симуляционных центров. Но практическая подготовка не мыслима и без практики студенческой. Опять же, эта практика должна проходить где? На базе муниципальных и субъектовых лечебно-профилактических учреждений. Поэтому студенты четвертого и пятого курсов должны быть ожидаемо в летний период в этих учреждениях. Им должны совместно и руководители вуза, и руководители ЛПУ оказывать поддержку и помощь при проведении этой работы.

То, что действительно наши вузы сейчас имеют или поэтапно получают возможность финансовую и от министерства, за счет привлеченных средств для проведения подхода к практической подготовке, - я тоже покажу. Но хотел бы обратить ваше внимание на то, как воспринимаются и запоминаются все те знания, которые на студенческой скамье должен получить и в дальнейшем использовать каждый выпускник. Обратите внимание, что 90% знаний остается на длительное время только в том случае, если этот студент сам сделал, сам прочитал и сам вступал в обсуждение со своими сокурсниками. Если он просто прочитал, то всего остается 10% в памяти и т.д.

Так вот, на примере Российского национального исследовательского медицинского университета я хотел бы вас познакомить с тем, какие условия есть сейчас у наших студентов, у наших врачей в системе послевузовского образования для того, чтобы не только получить, но и самое главное – закрепить эти практические знания и умения. По каждому модулю есть соответствующее оборудование суперсовременное, которое соответствует международным стандартам. Действительно, после работы на этом оборудовании в условиях симуляционного центра, естественно, уровень знаний и умений у наших студентов и врачей повышается.

Следующий модуль – это зал, где отрабатываются практические навыки по проведению респираторной поддержке. Это – зал для проведения работы при наличии у пациентов какой-то травмы. Причем, здесь наличие электронных возможностей – можно ввести данные и задать любую программу, получить ответ онлайн по поводу проведения тех или иных мероприятий.

Чрезвычайно важна в рамках реализации программы охраны здоровья матери и ребенка отработка знаний и умений у первичной реанимации и оказания помощи в родильном зале. Что, опять же, здесь нужно работать вместе с территориальными органами здравоохранения. Отрабатывать нужно в вузе на специальных условиях, но последний момент – это закрепление практических навыков и умений,  которые были отработаны в условиях симуляционного центра, обязательное в клинических условиях. Обязательно в присутствии больного, который требует проведения того или иного объема вмешательств.

Здесь можно сказать, что нужно думать и о врачах. В первую очередь о рентгено-вазикулярных в условиях получения новой специальности, - это отработка тех самых эндохирургических подходов, которые ранее отрабатывались непосредственно на больном. Понимаете: сегодня не может быть такого. Все тончайшие манипуляции нужно отрабатывать в условиях соответствующего симуляционного центра. Только потом, когда такие навыки отработаны уже до автоматизма, тогда уже можно направлять человека к больному. Под присмотром наставника он должен грамотно решать эти вопросы.

В заключении я хотел бы сказать следующее. Действительно, эти направления работы чрезвычайно трудоемкие. Они требуют привлечения компетентных специалистов. Займут достаточно большой период времени. Учитывая то, что времени мало, нужно все-таки объединить наши усилия. Не рассуждать, кто и что должен делать,  а общими усилиями решать нашу определенную правильную концепцию подготовки кадров, для решения всех тех проблем, о которых вы прекрасно все знаете. Спасибо.

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваш комментарий *

Добавить комментарий

Ваш комментарий *

Быстрая регистрация

ФИО *
Логин/Email *
Должность *
Место работы
Сфера деятельности