На главную страницуК карте сайтаКонтактная информация НП «Национальная Медицинская палата»
RussianEenglish
Зарегистрироваться||Войти

Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль?

Вспомнить пароль

Логин

Вернуться к авторизации

Раздел в разработке Раздел в разработке Раздел в разработке Раздел в разработке
О Палате Деятельность
Независимая экспертиза НПМСотрудничество с Министерством Здравоохранения РФЗаконодательство в сфере здравоохраненияОбщественная аккредитация образовательных программЭтический комитет НМПКомитет по саморегулированиюКомитет по развитию рынка медицинских услугНепрерывное медицинское образованиеОбщество Взаимного Страхования Юридическая поддержкаСовет по профессиональным квалификациям в здравоохранении
Экспертный клуб Мероприятия
Конгресс Национальной медицинской палаты «Российское здравоохранение сегодня: проблемы и пути решения»Врачи и юристы обсудили правовые риски в медицинской деятельностиРасширенное заседание Совета союза медицинского сообщества «Национальная медицинская палата» и вручение Премии Национальной медицинской палатыМеждународная конференция «Независимая медицинская экспертиза как инструмент досудебного урегулирования споров между врачом и пациентом»Он-лайн семинар «Проверки медицинской организации: как правильно подготовиться»Он-лайн семинар «Правовые последствия некачественного оказания медицинской помощи и медицинских услуг»V Съезд Национальной Медицинской ПалатыОн-лайн семинар «Острые вопросы трудового права»Семинар "Организация деятельности комиссии по независимой медицинской экспертизе"Он-лайн семинар: «Дефекты оказания медицинской помощи»Внеочередной съезд Национальной медицинской палатыСеминар по вопросам уголовного права для медицинских работниковСеминар: "Особенности правового регулирования трудовых отношений медицинских работников"Семинар: «Подводные камни» при рассмотрении спорных ситуаций между врачами и пациентамиСъезд и Премия Национальной медицинской палаты - 2014Конференция «Медицина и право»Информационный семинар по повышению правовой грамотностиОн-лайн конференция Л.М. РошаляСовет Национальной медицинской палаты 26 декабря 2013 гСовет Национальной медицинской палаты 27 - 28 сентября 2013 г.
Выступление зам. Министра здравоохранения И. Н. КаграманянаВыступление президента НМП Л. М. РошаляВыступление ответственного секретаря Координационного совета Минздрава и Национальной медицинской палаты М. Н. ЛесниковойВыступление вице-президента Национальной медицинской палаты С. Б. ДорофееваВыступление вице-президента «Опоры России», вице-президента Национальной медицинской палаты Н. В. УшаковойВыступление Президента Общества врачей Латвии Петериса АпенисаВыступление А. М. Резникова (Врачебная палата Германии)Выступление члена Врачебной палаты земли Северный Рейн Ганц-Георг ХубераВыступление председатель Общего Собрания НП «Тюменское региональное медицинское общество» Е. В. ЧесноковаВыступление представителя Медицинской палаты Архангельской области Пышнограевой Н.С.Выступление Исполнительного секретаря ОО «Медицинская палата Алтайского края» В. А. ЛещенкоВыступление Заместителя председателя ОО Новосибирская областная Ассоциация И. В. ВоробьеваВыступление Председателя СРОО «Врачебная палата» Н. Л. Аксеновой
Первый съезд врачей РФВсероссийский общественный форум медицинских работниковВ Москве прошел Всероссийский форум медицинских работниковПервая всероссийская конференция по вопросам саморегулирования
Пресс-центр НМП в регионах
Нам важно ваше мнение
Нам важно ваше мнение
По инициативе

Правовое регулирование в области охраны здоровья граждан Российской Федерации: проблемы и перспективы. Доклад Т. В. Яковлевой

Скачать (43 Кб)

Уважаемые коллеги, в своем докладе я хотела бы затронуть именно актуальные проблемы правового обеспечения охраны здоровья детей. Пользуясь случаем, хочу выразить огромную благодарность своим коллегам-педиатрам, потому что именно благодаря их усилиям мы сохранили детское здравоохранение, удержались в плане младенческой и детской смертности в лихие 1990-е годы. Спасибо вам огромное.

На сегодняшний день все, кто присутствуют в этом зале, конечно, не отрицают того, что огромные финансовые средства вливаются в систему здравоохранения, в том числе в систему детского здравоохранения. То, что наши руководители страны объявили, что 25% от  всех финансовых средств, которые идут на здравоохранение, должно идти на детское здравоохранение, - это уже большой шаг вперед. Но, вместе с тем, сохраняется угроза социального и медико-организационного характера для здоровья детей.

Назову только наиболее острые из них. Нет финансирования здравоохранения – несмотря на то, что за последние 12 лет расходы на финансирование здравоохранения увеличились в 30 раз. Но 3,7% от ВВП, а вы знаете: ВОЗ говорит, что должно быть минимум 5%.

Имеет место приоритетное финансирование дорогостоящих технологий и недостаточное финансирование профилактических мер. В масштабе популяции они менее затраты, - мы с вами знаем, - но более эффективные. Приходится констатировать практически отсутствие стандартов, протоколов и порядков оказания профилактической помощи.

До 20% от всего детского населения составляет контингент детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Другими словами, каждый пятый ребенок требует повышенного внимания со стороны государства и общества.

Рост наркотиков, алкоголя и табака, а также инфекций, переданных половым путем, - другими словами, проблема формирования здорового образа жизни обострилась, как никогда.

Одновременно с этим остается ряд острых проблем в состоянии показателей здоровья детского населения. Например, рост удельного веса детей и подростков с превышением массы тела, т.е. ожирением. Следовательно, проблемы гиподинамии, нерационального питания, неудовлетворительного физического воспитания сохраняют свою актуальность.

Уровень исчерпываемой заболеваемости превышает данные официальной статистики на 50-60%.

Обострилась ситуации с психическим здоровьем подрастающего поколения. Мы с вами знаем: самая главная у нас сейчас проблема – не младенческая смертность, а подростковая, которая в три раза превышает европейский уровень. На первом месте, к сожалению, суициды.

Еще не может не тревожить региональные особенности. Например, ухудшение показателей детской инвалидности и смертности регистрируются в регионах Сибири, Дальнего Востока и юге страны. Представленные данные еще раз свидетельствуют о необходимости усиления правового и медицинско-организационного обеспечения охраны здоровья детского населения.

Что нужно? В первую очередь, конечно, - увеличение финансирования здравоохранения. Хотя бы пока до 5% от ВВП, а затем и 7%.

Да. Причем, я считаю, 25%, которые объявили для детского здравоохранения, - нужно законодательно закрепить, что оно должно идти именно на финансирование детского здравоохранения, как во всех развитых европейских странах.

Второе – принятие специального федерального закона об охране здоровья детей. Прямо скажу: в законе «Об основах здоровья граждан Российской  Федерации» не полностью отражен системный подход к охране здоровья детей как наиболее уязвимой части населения.

Приведу только несколько примеров. В законе сохранено действующее положение, фактически лишающее родителей прав на охрану здоровья своих несовершеннолетних детей до достижения ими 15-тилетнего возраста. С этого момента вся информация о состоянии здоровья детей является для родителей врачебной тайной. Любое медицинское вмешательство, например аборт, - вы знаете, что растет число абортов среди несовершеннолетних, - становится возможным лишь с письменного согласия самого ребенка, составленного без ведома и участия его родителей. Правильно ли это? Сомневаюсь.

Считаю, что необходимо было отдельно прописать вопрос здоровья, касающийся  именно подростков. Самое главное – охраны репродуктивного здоровья.

Много споров в законе «Об основах охраны здоровья граждан РФ» вызвал вопрос суррогатного материнства. Закон защищает приоритеты заказчика ребенка. В результате у ребенка оказывается несколько родителей, вообще участников. В этом хаосе не понятно, кому принадлежит ребенок. Поэтому рождение детей от суррогатных матерей сопровождается многочисленными судебными тяжбами между участниками сделки. Указанную ситуацию, конечно же, следует исправлять на законодательном уровне.

Третье – отечественное здравоохранение всегда отличала профилактическая направленность. Считаю необходимым дополнить федеральное и региональное законодательство правовыми положениями, обеспечивающими сохранение здоровья, прежде всего здоровым людям. Даже те 25%, которые должны идти на детское здравоохранение, - из них более 60% должно идти на профилактическую медицину.

Совершенно согласна здесь с тем, что нужно водить налоговые льготы, чтобы работодателю было интересно страховать не только своих работников, но и членов их семей. Если ты пьешь и куришь, то, будь добр, плати за страховку дороже.

Надо на качественно новый уровень поднять содержанию и реализацию региональных программ по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья детей.

Разработать стандарты, протоколы и порядки профилактической деятельности для всех звеньев первичной медико-санитарной помощи детям, а также установить соответствующие  тарифы. Я считаю, что тарифы на профилактику должны быть в два раза больше, чем на лечение. Это тогда простимулирует, конечно, и врачей заниматься больше профилактикой.

Еще один момент, на который хотела бы обратить ваше внимание: созданные детские центры до сих пор не имеют четкого алгоритма работы. Задача видится в том, чтобы организовать их деятельность как координаторов межотраслевого сотрудничества.

Четвертое – вне всякого сомнения, сердцевиной профилактики является решение задач по формированию здорового образа жизни. Прямо скажу, что уже давно перезрела проблема разработки и утверждения федеральной концепции формирования здорового образа жизни подрастающего поколения. На наш взгляд, в ее рамках необходимо содействовать разработке общеобразовательных государственных стандартов, включающих понятие здоровье сберегающих технологий и навыков здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях. Ввести в медицинских вузах специальность по подготовке специалистов в области профилактической медицины и пропаганды здорового образа жизни. Ввести преподавание предметов по профилактической медицине и привития навыков здорового образа жизни в школах, в средних и в высших образовательных учреждениях, в профилактических центрах. Расширить на государственных каналах телевидения и радио вещание образовательных программ для детей по формированию здорового образа жизни.

Пятое – как уже было сказано, каждый пятый ребенок относится к контингенту детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Абсолютно очевидно, что необходим анализ состояния и дополнительное законодательное и организационное обеспечение медико-социальной помощи этому контингенту. Например, практически не функционируют из-за нормативных просчетов отделения медико-социальной помощи детских поликлиник. Не отлажена система оказания медико-социальной помощи детям трудовых мигрантов или практически в зачаточном состоянии находится паллиативная помощь детям. Можно привести и другие примеры острой потребности в медико-социальной помощи детям и подросткам.

Вот, почему я солидарна с мнением академика Барановой и профессора Альбицкого о том, что необходимо создать новый кадровый потенциал среди педиатров – социально ориентированных педиатров. Т.е. педиатров, прошедших специальную подготовку для работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации.

Последнее – поддерживаю предложение многих педиатров о необходимости дальнейшего расширения национального календаря прививок.

Убеждена в том, что нынешний форум медицинских работников России даст новый импульс для активной законотворческой и нормативной деятельности в области охраны здоровья детей.

Всем вам, коллеги, желаю самим здоровья. Спасибо.

Добавить комментарий

Добавить комментарий

Ваш комментарий *

Добавить комментарий

Ваш комментарий *

Быстрая регистрация

ФИО *
Логин/Email *
Должность *
Место работы
Сфера деятельности