Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации
ГлавнаяЭкспертный клубВопросы саморегулированияГолландским врачам не нужны директивы министерства

Голландским врачам не нужны директивы министерства

Президент Королевской голландской медицинской ассоциации

Нивенхейзен Крейсман

Статьи эксперта

Об опыте саморегулирования в Голландии в интервью РИА Новости рассказал вице-президент Национального совета коллегии врачей Нивенхейзен Крейсман. Беседовала Диана Маркосян.

- Как вы понимаете термин «независимая профессиональная медицинская практика» и каковы ее преимущества по сравнению с системой здравоохранения, которой управляет Министерство здравоохранения и социального развития?

- У нас в Голландии врач обязан действовать в интересах пациента, то есть делать то, что лучше для пациента. Таковы профессиональные стандарты. Нам не требуются директивы министерства или указания руководства клиники или другие административные указы. Мы действуем в интересах пациента вне зависимости или в рамках финансовых условий. То есть, если говорить коротко, профессиональная автономия означает, что для врача главное то, что лучше для его пациента; иногда лучше лечить, а иногда не лечить, и совместно с пациентом принимает наиболее приемлемое решение.

- В чем же состоят функции Министерства здравоохранения и социального развития?

- Министерство здравоохранения определяет границы что имеется в наличии для оказания медицинской помощи. Правительство Нидерландов принимает участие в составлении бюджета здравоохранения, рассчитывает последствия уплаты взносов страховым компаниям и тому подобные вещи. То есть правительство определяет общие границы, но не содержание. Содержание - то есть лечение, решения, принимаемые в каждом конкретном случае - это дело врача и пациента.

- Какие государственные законы регулируют независимую профессиональную деятельность врача?

- Таких законов у нас нет. Независимость, о которой мы говорим, обеспечивается самими врачами. Правительство не может воздействовать на личность врача. Я думаю это невозможно. Но у нас, конечно, есть несколько органов контроля. Королевская медицинская ассоциация, Инспекция здравоохранения, они осуществляют контроль качества услуг и то, насколько независимо действуют врачи. Страховые компании обязаны оплачивать услуги здравоохранения, но у них нет прямой связи с самими врачами. Они не обсуждают, что делать. То есть страховые компании не платят врачам напрямую и не являются их работодателями.

- Как государство подходит к вопросу дальнейшего, специального медицинского образования?

- Существует базовый курс медицины, который изучают после окончания школы. Эта сфера находится в ведении университетов и Министерства образования. Дальнейшее обучение медперсонала уже сфера ответственности Министерства здравоохранения. Однако эта функция передана Королевской медицинской ассоциации, которая действует совместно с профессиональными организациями. Ассоциация устанавливает нормы и правила, а конкретное содержание курсов профессиональной подготовки составляется профессиональными организациями специалистов по внутренним болезням, хирургов и т д. По завершении курса специализации новый врач вносится в национальный реестр на пять лет. Через каждые пять лет проводится перерегистрация. Для перерегистрации требуется пройти курс повышения квалификации; существуют определенные требования. Это система контроля качества, повышения квалификации, периодического обучения. Правила перерегистрации устанавливает также Королевская медицинская ассоциация. Но эти полномочия нам делегировало Министерство здравоохранения, поэтому мы отчитываемся перед ним о проделанной работе.

- Какие органы занимаются разработкой стандартов оказания медицинской помощи и контролем за их исполнением.

- Стандарты оказания медицинской помощи разрабатываются медицинскими обществами и их исполнение отслеживается Инспекцией здравоохранения. Инспекция здравоохранения это независимое ведомство, сотрудники которого регулярно совершают визиты в здравоохранительные учреждения всех видов, больницы, дома престарелых, посещают семейных врачей, чтобы определить, насколько их деятельность соответствует стандартам оказания медицинской помощи, разработанным медицинскими обществами.

- Жалобы пациентов и врачей рассматривают одни и те же эксперты или адвокаты?

- У нас есть специальные юридические агентства, в которые пациенты могут обратиться с жалобой на врача. Такие агентства являются независимыми. Пациент может также обратиться с жалобой в Нидерландскую королевскую медицинскую ассоциацию. Таким образом, если человек хочет пожаловаться на того или иного врача, он отправляется в независимое юридическое агентство. Инспекция здравоохранения также независимое агентство может сама пожаловаться на определенных врачей, и для этого представители инспекции должны будут обратиться в то же юридическое агентство, что и пациент. Мы же права обращаться в такие юридические агентства не имеем.

- Какой процент медицинских работников участвует в работе ассоциации?

Порядка 75% медицинских работников участвует в работе нашей медицинской ассоциации. При этом членство в нашей ассоциации обязательным не является. Следовать нашим стандартам обязаны все врачи, поэтому любой врач, состоящий в нашей ассоциации, должен оплачивать ее деятельность. Вместе с тем, если врач членом ассоциации не является, это вовсе не означает, что он имеет право наших стандартов не придерживаться.

- Во сколько обходится членство в вашей ассоциации?

Зависит от ситуации, но в среднем около 200 евро в год, однако вдобавок к этому все врачи-члены медицинской ассоциации состоят также членами какого-либо из профессиональных обществ. Так что профессиональные общества состоят из медицинских специалистов, работников домов престарелых и других врачей, и членские взносы в таких обществах варьируют от 600 до 1000 евро в год.

Какие методы защиты медицинских работников использует ассоциация?

Это вопрос довольно сложный. Как я уже объяснял, мы стараемся достичь максимальной прозрачности публичной системы контроля, чтобы все понимали, как мы устанавливаем стандарты, чего требуем для повторной регистрации, как мы относимся к плохому качеству медицинского обслуживания и что с ним делаем.

Какой процент населения если Вы ведете такого рода статистику доволен медицинской помощью?

Довольны, и еще как. Мы проводим регулярные опросы, и 95-98% населения говорит, что качеством медицинского обслуживания они довольны. Это, однако, не означает, что у нас в области здравоохранения проблем нет. Конечно, жалобы иногда случаются, но большая часть населения нашей системой здравоохранения довольна. Об этом я узнал из международных отчетов, таких как международный, европейский индекс здоровья Индекс здоровья базируется на отзывах пациентов. В общем и целом, эти индексы свидетельствуют о том, что большинство наших пациентов качеством медицинского обслуживания довольны.

Президент Королевской голландской медицинской ассоциации

Нивенхейзен Крейсман

Статьи эксперта

Наши партнеры

Медицинский вестник