ГлавнаяОбсуждение практических ситуацийПубликации экспертовСтатьиЗаключения НМПЗадать вопрос
Зарегистрироваться||Войти

Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль?

Вспомнить пароль

Логин

Вернуться к авторизации

On-line центр юридической поддержки

Чтобы получить консультацию, вы должны быть зарегистрированы на нашем сайте и авторизованы.

Ответы на вопросы готовятся в течение месяца.

Библиотека

Что такое хорошо и что такое плохо? Этика и деонтология как гаранты безопасности и качества медицинской помощи

Черанева Ольга Владимировна, заместитель Председателя Правления ООО «Профессиональное медицинское сообщество Пермского края», руководитель Комитета по досудебному урегулированию конфликтов, декан АНО ДПО «Пермский институт повышения квалификации работников здравоохранения», врач-педиатр, психолог-консультант, медиатор.

Обеспечение безопасности и качества медицинской помощи является основной стратегической целью отечественного здравоохранения. Как показывает международный опыт и результаты «пилотных» проектов, успешно реализованных в ряде территорий нашей страны, оптимальным путем к ее достижению является стандартизация медицинской деятельности. Ведь рациональный взгляд на здравоохранение, как на сферу производства медицинских услуг, позволяет «вписать» искусство врачевания в рамки конкретных общепринятых требований-гарантий долженствующего качества медицинских технологий и процессов. Например, таких, как международный стандарт «Надлежащая производственная практика» (GMP), некоего эталона профессиональной деятельности. Стандартизация сегодня - обязательное условие принципиально нового для российского здравоохранения подхода к обеспечению качества и безопасности медицинской помощи: от ретроспективной экспертизы уже состоявшегося вмешательства к проспективной системе управления рисками в медицинских организациях (риск-менеджменту). Другими словами, от исправления ошибок к гарантированному достижению запланированного качественного результата, что существенно «дешевле» и для пациента, и для медицинской организации, и в экономическом, и в моральном смыслах.

Общеизвестно, что подавляющее количество рисков в медицине связаны с «человеческим фактором». Потому что возможность их реализации напрямую определяется сознательным и безукоризненным соблюдением медицинскими работниками профессиональных норм и правил, т.е. стандартов. Мировая практика показывает, что более 70% нововведений не приживаются из-за сопротивления сотрудников и отсутствия примера со стороны руководства организации. Что подтверждается отзывами участников «пилотных» проектов, со слов которых, именно с людьми, точнее – с их готовностью к переменам и мотивацией, были связаны основные проблемы внедрения риск-менеджмента. Без высокой степени вовлеченности и инициативы сотрудников, без их желания работать «не за страх, а за совесть» «плечом к плечу» система не работала. Иначе говоря, сначала пришлось работать над здоровой корпоративной культурой, подразумевающей общность целей и совместно разделяемые ценности, командный стиль работы и личную ответственность за общий результат, создающей атмосферу доверия и взаимовыручки, стимулирующей наставничество и инициативу.

Корпоративная культура является многоуровневым конструктом, самым поверхностным из которых являются внешние признаки: как мы общаемся с пациентами и между собой, как выглядим сами и на что похоже наше рабочее место, что пишем в благодарности ко дню медицинского работника и какую последнюю книгу прочли. А самым глубоким уровнем, основой всего, служит Этический кодекс, нравственный стержень нашей профессии, философия врачевания.

Здесь нам есть, чем гордится – прообраз современного этического кодекса врача, Клятва Гиппократа, насчитывает почти две с половиной тысячи лет и является по сути первым сохранившимся в истории этическим документом. Веками наши Учителя дополняли, оттачивали и бережно передавали из поколения в поколение врачей профессиональные нормы и требования, основанные на вечных ценностях: уважение к жизни и человеку, милосердие и стремление нести добро. И сегодня, наличие Этического кодекса и реально действующего Этического комитета в организации служат признаками здоровой корпоративной культуры.

Если задуматься, все положения Кодекса напрямую (раздел I) или косвенно – о качестве и безопасности медицинской помощи: обязанность интересоваться новинками и постоянно профессионально расти, относиться к врачебному сообществу, как к семье и щедро делиться своими знаниями с молодыми коллегами, запрет на дискриминацию пациента по любому из признаков и сокрытие от него рисков, неблагоприятных событий и альтернатив вмешательства, предписание во всех неоднозначных случаях руководствоваться интересами больного и активно пресекать сомнительную медицинскую практику и т.д. и т.п. Словом, по отношению к Этическому кодексу, современные стандарты, СОПы, протоколы и порядки являются «подзаконными актами», детально, в количественных категориях прописывая, что такое надлежащая (должная, качественная) медицинская практика на современном этапе развития медицины. Врачебное сообщество имеет на руках надежный инструмент командообразования, пациентоориентированности и обеспечения качества медицинской помощи, «одухотворяющий» формальную медицинскую услугу, многим режущую слух.

Таким образом, для обеспечения успеха риск-ориентированного (равно – пациент-ориентированного) подхода к оказанию медицинской помощи, культурой наших организаций должна стать культура качества и безопасности. Этический кодекс является главным и самым доступным инструментом оздоровления корпоративной культуры и управления рисками, связанными с «человеческим фактором», преобладающими в медицине. Вдумчивое переосмысление его положений, коллективное обсуждение и переоценка существующей практики через призму приоритета интересов пациента может стать надежным способом преодоления сопротивления изменениям, усиления мотивации и сплочения коллектива. Этим профессиональному сообществу нужно обязательно заниматься. «Убеждения – это окна в мир. Не забывайте их иногда протирать. Иначе они перестанут пропускать свет» коллега Э.Бахрах.

Обсуждение практический ситуаций

Также обращаем внимание, что незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну (что имело место в Вашем случае), без его согласия образует состав преступления, предусмотренного ст. 137 УК РФ.

Если речь идет о пациентах, то беседа с представителями СМИ строится с учетом того, что на медицинскую организацию возлагается обязанность по охране врачебной тайны – тех сведений, которые стали известны медицинским работникам при попадании пациента в медицинскую организацию, которые включают в себя достаточно большой объем различного рода информации.

Рекомендуется провести совместную беседу врача, журналиста и пациента – проинформировать пациента об интересе СМИ и, если пациент соглашается на общение, то провести беседу совместно, т.е. в присутствии медицинского работника. Присутствие врача при таком общении важно потому, что в ходе разговора пациент может рассказать о вещах, которые не соответствуют действительности и в этом случае лучше сразу, до публикации, иметь возможность дать достоверную информацию прессе.

Прямой эфир

Публикации экспертов

Как себя вести врачам, если к ним проявлен интерес со стороны правоохранительных органов? В сегодняшних условиях, когда интерес к медицинским работникам со стороны правоохранительных органов все возрастает – вопрос далеко не праздный. До того как будет принято решение о возбуждении или отказе от возбуждения уголовного дела, согласно требованиям статей 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ, правоохранительными органами выполняется, так называемая «доследственная проверка» заявления или сообщения о преступлении, в ходе которой устанавливается действительно ли имеется состав правонарушения. Результаты доследственной проверки, как правило, имеют определяющее значение для решения по принятому заявлению (сообщению): либо проверяющие определят ситуацию как криминальную, либо у них сформируется критическое отношение к сообщению о преступлении, а следовательно и к перспективе возбуждения уголовного дела и направления его в суд.

Повседневную работу современного российского врача можно сравнить с хождением по минному полю: с одной стороны, его долг – помочь пациенту, с другой, в сегодняшних реалиях постоянных судебных исков, а нередко и возбуждения уголовных дел в отношении врачей, его задача – минимизировать риски в своей работе так, чтобы это и не мешало качественному лечению, и одновременно не ставило бы врача под удар, если пациент по той или иной причине окажется недоволен результатами медицинской помощи. С помощью эксперта Национальной медицинской палаты, президента Национального агентства по безопасности пациентов и независимой медэкспертизе доктора медицинских наук Алексея Старченко, мы попытались разобраться как именно врачи могут минимизировать риски в повседневной деятельности.

Новости

Все новости

Проект реализуется с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленным Фондом президентских грантов (распоряжение президента Российской Федерации от 3 апреля 2017 года № 93-рп)