ГлавнаяОбсуждение практических ситуацийПубликации экспертовБиблиотекаЗаключения НМПЗадать вопрос
Зарегистрироваться||Войти

Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль?

Вспомнить пароль

Логин

Вернуться к авторизации

On-line центр юридической поддержки

Чтобы получить консультацию, вы должны быть зарегистрированы на нашем сайте и авторизованы.

Ответы на вопросы готовятся в течение месяца.

Блоги

Приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи

Кого следует считать главным в системе взаимоотношений «врач — пациент»? В российском законодательстве провозглашено соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и выделены приоритетные принципы, среди которых выделен приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи. Что же это означает на практике и всегда ли приоритет интересов пациента главенствует? Разъясняет Иван Печерей, доцент кафедры судебной медицины и медицинского права МГМСУ им. И. А. Евдокимова.

Что понимается под приоритетом интересов пациента? Развернутый ответ на этот вопрос можно вопрос найти в статье 6 ФЗ-323 «Об Основах охраны здоровья граждан РФ», которая гласит, что оказание медицинской помощи должно осуществляться в строгом соответствии с принципами приоритета интересов пациента, которые реализуются путем:

— соблюдения этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации;

— оказания медицинской помощи пациенту с учетом его физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных традиций пациента;

— обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;

— организации оказания медицинской помощи пациенту с учетом рационального использования его времени;

— установления требований к проектированию и размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских организациях;

— создания условий, обеспечивающих возможность посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.

Из этого следует, что при реализации приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи не затрагиваются каким-либо образом трудовые права медицинских работников. Особо стоит отметить, что данный перечень носит исчерпывающий характер, следовательно, какие-либо иные пути реализации данного принципа не представляются возможными, например – нарушение трудовых прав медицинских работников.

Что же это означает на практике? Например, в больнице работает единственный рентгенолог. Его рабочее время заканчивается и он собирается уходить домой, в это время в приемный покой стационара поступает пациент с травматическим повреждением, которому необходимо сделать рентген. Один из вопросов, который возникает в данном случае – а будет ли являться отказ рентгенолога проводить рентгенологическое исследование за пределами продолжительности рабочего времени отказом в оказании медицинской помощи по смыслу ст. 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ и нарушением приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи?

Давайте разберемся. Согласно п. 13 ст. 2 ФЗ № 323, медицинский работник - физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности. Т.е. медицинский работник является работником по смыслу трудового законодательства. Соответственно его трудовые права и обязанности устанавливаются и реализуются в соответствии с трудовым законодательством, а именно – Трудовым кодексом РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права. В случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. Если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то этот федеральный закон применяется при условии внесения соответствующих изменений в настоящий ТК РФ.

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ был принят значительно позже ТК РФ, но почему-то в ТК РФ забыли включить приоритет интересов пациента. Что же из этого следует? А то, что при реализации приоритета интересов пациента не следует нарушать трудовые права медицинских работников, поскольку в данном случае они защищены Трудовым кодексом РФ.

Единственное, за что можно зацепиться в данном случае – это п. 1, а именно соблюдение этических норм, но ни в одном источнике таковых норм, включая Этический кодекс российского врача не установлено, что врач обязан оказывать медицинскую помощь (а рентгенологическое исследование есть прямое медицинское вмешательство, иными словами медицинская помощь по смыслу законодательства) вне своего рабочего места и за пределами продолжительности рабочего времени. Наоборот, ст. 25 Этического кодекса говорит о том, что врач имеет право на защиту своих прав и интересов, в том числе трудовых.

Если говорить об отказе от медицинской помощи. В статье 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ установлено, что отказ не допускается со стороны медицинского работника. Но напомню, что трудовые (должностные) обязанности работника по смыслу ст. 91 ТК РФ заканчиваются вместе с его рабочем временем, и медицинский работник становится обычным гражданином, если конечно не захочет поработать сверхурочно. Так что в данном случае обязанность по оказанию медицинской помощи (т.е. фактически – трудовая функция), на медицинском работнике не лежит, значит и об отказе в оказании медицинской помощи речи быть не может.

Отдельно отмечу, что несмотря на все вышесказанное, обеспечить наличие медицинского работника на рабочем месте в случае возникновения необходимости оказания гражданам медицинской помощи в экстренной форме - обязанность руководителя учреждения здравоохранения.Поскольку оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме - это обязанность медицинских организаций. Если этого не сделано, то претензии должны быть направлены к конкретной медицинской организации, а не к врачу, который, при все желании, не может функционировать круглосуточно.

Например, в стационаре всегда должны быть дежурные врачи, которые заступают на смену после ухода основного персонала. Если такой возможности нет, то необходимо организовать дежурства на дому.

Если случай в поликлинике, и не экстренный, то при отсутствии необходимого специалиста пациенту можно предложить вызвать скорую медицинскую помощь. Если речь идет о небольшом медицинском учреждении, а областной центр находится недалеко, то можно предложить пациенту направление в этот центр, если он не хочет ждать.

Однако проблема глубже и серьезнее. Дефицит кадров – это беда отрасли. И заложниками этой ситуации являются именно медицинские работники. Если пациент жалуется, например, в прокуратуру, а прокуратура выписывает предписание укоплектовать штат, то главному врачу порой просто негде взять недостающие кадры. Эта проблема должна решаться на государственном уровне. В текущей же ситуации и пациентам, и врачам остается только с пониманием относится к проблемам друг друга.

Ранее ...

Прямой эфир

Новости

Все новости

Заключения НМП

Институт независимой экспертизы является одним из действенных институтов, необходимых для формирования полноценного гражданского общества. В настоящее время как в медицинской, так и в пациентской среде существует запрос на создание эффективного и прозрачного механизма экспертных оценок. Эти оценки должны быть основаны на принципах доказательной медицины, сертифицированных научных методиках при соблюдении принципа независимости. При этом главной проблемой является именно обеспечение реальной независимости экспертов. Надо признать, что действующая ситуация в сфере экспертизы качества медицинской помощи не позволяет в полной мере реализовать принцип ее независимости, так как подавляющее большинство экспертов в той или иной мере связано с системой здравоохранения.

Пациентка С., 83 лет, доставлена в приемное отделение БУЗ ВО 03.06.2015 г. в 1 0.08 из поликлиники с направительным диагнозом «Левосторонняя нижнедолевая пневмония».

Пациент М.,1975 г.р., доставлен бригадой скорой медицинской помощи в приемное отделение БУЗ ВО 29.08.2015 г. с направительным диагнозом «МКБ. Хронический пиелонефрит, обострение». Пациент предъявлял жалобы на приступообразные боли внизу живота, затрудненное мочеиспускание мелкими порциями.

Пациент Ч., 75 лет, по направлению из БУЗ ВО с диагнозом «Желудочно-кишечное кровотечение? Острая пневмония в нижней доле справа?» в порядке неотложной помощи доставлен в приемное отделение БУЗ ВО 20.12.2015 г. в 13.15, где был осмотрен врачом-хирургом хирургического отделения Б.

Пациентка Б., 35 лет, была доставлена в приемное отделение БУЗ ВО 30.09.2015 г. бригадой скорой медицинской помощи с места дорожно-транспортного происшествия с направительным диагнозом «ЗЧМТ, СГМ? Закрытый перелом н/3 левого предплечья. Тупая травма живота?». 30.09.2015 г. в 2 ч 20 мин пациентка осмотрена в приемном отделении дежурным врачом-травматологом Т.

Пациент Н. поступил в БУЗ ВО в порядке экстренной медицинской помощи 13 мая 2015 г. в 14.39 с направительным диагнозом «Желудочно-кишечное кровотечение, язвенная болезнь желудка, постгеморрагическая анемия». Поступил через 2 суток от начала заболевания с жалобами на слабость,

Статьи

У всех людей есть тайны. Этика диктует, что каждый человек должен сохранять тайну, доверенную ему другим. При этом немалое число тайн нуждается в особой защите и находится под охраной не только этических норм, но и закона. К таким тайнам относится и врачебная. В настоящее время врачебная тайна одновременно относится к этическим и к правовым понятиям. Ее сохранность гарантируется государством и обеспечивается законодательно. Все, что врач услышал от больного – касается только самого пациента и его доктора. Казалось бы, все просто и понятно, почему же многие эксперты, считают норму закона о врачебной тайне провокативной, порождающей конфликты между врачами и пациентами и полагают, что нормы закона о врачебной тайне необходимо доработать?

Эта тема обсуждалась на круглом столе, который прошел 1 декабря 2017 года в Свердловской областной клинической больнице № 1. Участники встречи обозначили важнейшие правовые проблемы, с которыми сталкиваются при оказании медицинской помощи как пациенты и их родственники или законные представители, так и медицинские работники, а также обсудили возможные алгоритмы решения проблем.

Медицина во все времена считалась одной из самых конфликтогенных общественных сфер жизни. Этому есть вполне логичное объяснение, ведь пациент изначально приходит к врачу в тревоге и страхе за самое важное – собственные здоровье и жизнь, которые «держит в руках» совсем незнакомый человек в белом халате. Между тем, давно известно, что доверительные отношения между врачом и пациентом оказывают на результат лечения не меньшее влияние, чем квалификация специалиста. Умение их построить – неотъемлемая часть профессионализма медицинского работника. Реально ли это сегодня, когда зачастую рабочее место врача напоминает бурлящий котел из отрицательных эмоций? ОльгаЧеранева, врач-педиатр, психолог-консультант, медиатор – руководитель Комитета по досудебному урегулированию конфликтов при ПКОО «Профессиональное медицинское сообщество Пермского края» (ПМСПК) рассказывает о том, почему чаще всего возникают конфликты между пациентом и врачом, стоит ли их бояться и как необходимо вести себя в конфликтной ситуации.

Обсуждения законодательства

Концепция (модель) введения системы саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников в Российской Федерации (далее по тексту – Концепция) подготовлена Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Некоммерческим партнерством «Национальная Медицинская Палата» в целях создания правовых, методологических, финансовых и организационных условий для становления и развития системы саморегулированияпрофессиональной деятельности врачей (медицинских работников)как одного из механизмов реализации государственной политикии управления деятельностью в сфере охраны здоровья.

В случае одобрения проекта Концепции профессиональным сообществом ее реализация рассчитана на 2015–2017 годы, что обусловлено необходимостью комплексного решения данной проблемы нарядус вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), касающихся аккредитации медицинских работников с 01.01.2016.