ГлавнаяОбсуждение практических ситуацийПубликации экспертовБиблиотекаЗаключения НМПЗадать вопрос
Зарегистрироваться||Войти

Авторизация

Логин
Пароль

Забыли пароль?

Вспомнить пароль

Логин

Вернуться к авторизации

On-line центр юридической поддержки

Чтобы получить консультацию, вы должны быть зарегистрированы на нашем сайте и авторизованы.

Блоги

Четкие правила – меньше конфликтов

Амбулаторно-поликлиническая помощь – наиболее востребованный вид медицинской помощи. По экспертным оценкам, на уровне первичного звена начинают и заканчивают обследование и лечение около 80% пациентов. И зачастую при обращении пациентов в поликлиники возникает ряд конфликтных ситуаций, которые негативным образом сказываются как на работе медицинской организации и её персонала, так и на самих пациентах. При правильной организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи можно существенно снизить риск возникновения конфликтов. И инструмент для предотвращения конфликтов находится в руках самих врачей – это грамотно составленные Правила внутреннего распорядка для пациентов поликлиники. О том, что должно быть отражено в распорядке, что должны знать пациенты рассказал юрист, доцент МГМСУ им. Евдокимова Иван Печерей.

Правила внутреннего распорядка медицинской организации являются обязательными для пациентов в силу требований, установленных ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Согласно этой статье закона, граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, в том числе определенный на период их временной нетрудоспособности, и правила поведения пациента в медицинских организациях.

Таким образом, в руках администрации медицинской организации появляется уникальный инструмент, с помощью которого можно значительно снизить риск возникновения конфликтов с пациентами, а также минимизировать негативные для медицинской организации и ее персонала последствия таких конфликтов, если они все-таки возникли. Особо стоит ответить, что практически единственным условием, которое предъявляется к Правилам внутреннего распорядка медицинской организации, является условие о том, чтобы правила не противоречили действующему законодательству.

При составлении Правил внутреннего распорядка для поликлиники следует обращать внимание на следующие моменты:

Во-первых, необходимо установить порядок обращения в поликлинику в котором дать указания на:

  • порядок предоставления медицинской помощи населению (расписание работы поликлиники);
  • категории лиц, которые могут обращаться за амбулаторной медицинской помощью;
  • алгоритм действий пациентов при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (обращение в службу скорой помощи, контактные телефоны);
  • порядок записи на прием к врачу, в котором следует отразить недопустимость посещения врача без записи;
  • указать на необходимость подписания информированного добровольного согласия как выполнение законодательно установленной обязанности пациента (ч. 6 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ), а также указать круг лиц, которые могут подписать информированное добровольное согласие за несовершеннолетних пациентов;
  • указать, что пациенты, нуждающиеся в неотложной помощи принимаются в особом порядке. Такой порядок необходимо разработать в медицинской организации, в частности организовать дежурства участковых врачей, в обязанности которых будет оказание неотложной помощи нуждающимся, либо установить определенные часы для каждого из врачей-специалистов, в которые он должен будет оказывать неотложную медпомощь;
  • указать, каким образом пациент может получить информацию о своем здоровье и медицинскую документацию. В медицинской организации в обязательном порядке должно быть разработано положение, согласно которому происходит ознакомление пациентов с медицинской документацией.

Таким образом, пациенты получают возможность познакомиться с предельно ясными алгоритмами своих действий в тех или иных ситуациях, понимают каким именно образом ведется запись на прием к врачу, каков порядок получения медицинской документации и т.д. Это избавляет их от необходимости обращаться за дополнительными разъяснениями, устраняет недопонимания и как следствие, уменьшает риск возникновения конфликтных ситуаций.

Во-вторых, в Правилах внутреннего распорядка также следует установить основные права и обязанности пациента. Необходимо указать на основные права граждан при получении медицинской помощи (ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ). Но не менее важно закрепить обязанности пациентов и иных лиц при посещении поликлиники, а именно:

  • соблюдать правила внутреннего распорядка;
  • бережно относиться к имуществу медицинской организации;
  • уважительно относиться к медицинским работникам и другим лицам, участвующим в оказании медицинской помощи;
  • уважительно относиться к другим пациентам, соблюдать очередность,;
  • предоставлять медицинским работникам, принимающим участие в оказании медицинской помощи достоверную информацию о состоянии своего здоровья, в том числе о противопоказаниях к применению лекарственных средств и проведению медицинских вмешательств, ранее перенесенных и наследственных заболеваниях;
  • соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила: (вход в поликлинику в сменной обуви или бахилах, без верхней одежды и т.п.).
  • в обязательном порядке выполнять все медицинские предписания, рекомендации и назначения лечащего врача.

Конечно, с одной стороны, никто не может обязать пациента неукоснительно следовать врачебным рекомендациям, врач поликлиники не в состоянии проконтролировать каждый прием лекарств. Но необоснованное невыполнение больным целесообразных предписаний врача, необоснованный отказ от приема лекарств и процедур, что влечет за собой снижение эффективности лечения, при подробном и правильном оформлении в медицинской документации с указанием дат, времени нарушения лечения можно расценить как добровольный отказ от медицинского вмешательства, т.е. при нарушении пациентом обязанностей, предписанных законом или определенных гражданско-правовым договором, врач имеет право отказаться от его лечения.

Если пациент осведомлен, что врач может отказаться по согласованию с соответствующим должностным лицом от наблюдения и лечения пациента, если это не угрожает жизни пациента и здоровью окружающих, в случаях несоблюдения пациентом предписаний или правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения, то это побуждает его более ответственно относится к назначенному врачом лечению.

В связи с тем, что в сегодняшних реалиях конфликты между врачами и пациентами не редкость, важно отдельно указать на недопустимость оскорбления и неуважительного отношения к медицинским работникам, а также предупредить об ответственности за соответствующие правонарушения. В частности, можно повесить на стенах медицинской организации демонстрационный плакат, информирующей посетителей о статье 5.61. КоАП РФ «Оскорбление».

Важно указать на недопустимость для пациентов и посетителей поликлиники производить фото- и киносъёмку, звуко- и видеозапись медицинских работников без их согласия, поскольку это противоречит законодательству о персональных данных.

И даже некоторые, кажущиеся очевидными правила посещения, необходимо четко прописывать. Так, важно установить безусловный запрет для пациентов и посетителей поликлиники на:

  • распитие спиртных напитков на территории медицинской организации, а также нахождение в поликлинике в нетрезвом состоянии, состоянии наркотического или токсического опьянения;
  • самовольное проникновение в служебные помещения поликлиники;
  • принос на территорию медицинской организации легковоспламеняющихся, отравляющих, токсичных, ядовитых веществ, колющих и легкобьющихся предметов, а также животных;
  • передвижение по территории поликлиники на роликовых коньках, досках, самокатах, велосипедах, колясках и всех подобных средствах в помещении поликлиники;

Как уже отмечалось, важно все нарушения задокументировать. Например, описать картину опьянения важно, поскольку, во-первых, в правилах внутреннего распорядка ЛПУ обычно оговаривается, что врач не обязан оказывать помощь пациенту, находящемуся в состоянии опьянения, если тот не нуждается в экстренной помощи, а во-вторых, послужит доказательством неадекватного восприятия больным адекватных действий врача, если от пациента последуют обвинения.

Конечно, жалобы от пациентов были, есть и будут. Но порядок работы с ними должен быть ясен для всех участников процесса. Необходимо разработать алгоритм рассмотрения обращении пациентов к администрации, и проинформировать о нем посетителей поликлиники. Алгоритмом должны быть предусмотрены порядок подачи обращения, сроки его рассмотрения и порядок ответа. Рекомендованный срок обращения – 10 дней (в соответствии с законодательством о защите прав потребителей).

Также в Правилах внутреннего распорядка рекомендуется указать, что за их несоблюдение пациенты и посетители поликлиники несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством.

Ранее ...

Прямой эфир

Новости

Все новости

Заключения НМП

Институт независимой экспертизы является одним из действенных институтов, необходимых для формирования полноценного гражданского общества. В настоящее время как в медицинской, так и в пациентской среде существует запрос на создание эффективного и прозрачного механизма экспертных оценок. Эти оценки должны быть основаны на принципах доказательной медицины, сертифицированных научных методиках при соблюдении принципа независимости. При этом главной проблемой является именно обеспечение реальной независимости экспертов. Надо признать, что действующая ситуация в сфере экспертизы качества медицинской помощи не позволяет в полной мере реализовать принцип ее независимости, так как подавляющее большинство экспертов в той или иной мере связано с системой здравоохранения.

Пациентка С., 83 лет, доставлена в приемное отделение БУЗ ВО 03.06.2015 г. в 1 0.08 из поликлиники с направительным диагнозом «Левосторонняя нижнедолевая пневмония».

Пациент М.,1975 г.р., доставлен бригадой скорой медицинской помощи в приемное отделение БУЗ ВО 29.08.2015 г. с направительным диагнозом «МКБ. Хронический пиелонефрит, обострение». Пациент предъявлял жалобы на приступообразные боли внизу живота, затрудненное мочеиспускание мелкими порциями.

Пациент Ч., 75 лет, по направлению из БУЗ ВО с диагнозом «Желудочно-кишечное кровотечение? Острая пневмония в нижней доле справа?» в порядке неотложной помощи доставлен в приемное отделение БУЗ ВО 20.12.2015 г. в 13.15, где был осмотрен врачом-хирургом хирургического отделения Б.

Пациентка Б., 35 лет, была доставлена в приемное отделение БУЗ ВО 30.09.2015 г. бригадой скорой медицинской помощи с места дорожно-транспортного происшествия с направительным диагнозом «ЗЧМТ, СГМ? Закрытый перелом н/3 левого предплечья. Тупая травма живота?». 30.09.2015 г. в 2 ч 20 мин пациентка осмотрена в приемном отделении дежурным врачом-травматологом Т.

Пациент Н. поступил в БУЗ ВО в порядке экстренной медицинской помощи 13 мая 2015 г. в 14.39 с направительным диагнозом «Желудочно-кишечное кровотечение, язвенная болезнь желудка, постгеморрагическая анемия». Поступил через 2 суток от начала заболевания с жалобами на слабость,

Статьи

2 марта 2017 года на площадке Национальной Медицинской Палаты прошел семинар «Защита интересов медицинского учреждения. Аспекты решения конфликтных ситуаций». Его организатором выступила «Лига защиты прав пациентов». В семинаре приняли участие более 80 слушателей - практикующих врачей и руководителей медицинских организаций, а основной темой занятий тали вопросы защиты медицинских организаций в условиях повышения давления со стороны пациентов.

Амбулаторно-поликлиническая помощь – наиболее востребованный вид медицинской помощи. По экспертным оценкам, на уровне первичного звена начинают и заканчивают обследование и лечение около 80% пациентов. И зачастую при обращении пациентов в поликлиники возникает ряд конфликтных ситуаций, которые негативным образом сказываются как на работе медицинской организации и её персонала, так и на самих пациентах. При правильной организации оказания амбулаторно-поликлинической помощи можно существенно снизить риск возникновения конфликтов. И инструмент для предотвращения конфликтов находится в руках самих врачей – это грамотно составленные Правила внутреннего распорядка для пациентов поликлиники. О том, что должно быть отражено в распорядке, что должны знать пациенты рассказал юрист, доцент МГМСУ им. Евдокимова Иван Печерей.

Пилотный проект по независимой медицинской экспертизе был запущен Национальной медицинской палатой в 2014 году. Первыми регионами, в которых апробировалась модель, стали Смоленская, Московская и Липецкая области, позже к ним присоединились Свердловская, Омская и Воронежская, Рязанская и Тверская области, Республики Башкортостан и Татарстан.

Обсуждения законодательства

Концепция (модель) введения системы саморегулирования профессиональной деятельности медицинских работников в Российской Федерации (далее по тексту – Концепция) подготовлена Министерством здравоохранения Российской Федерации совместно с Некоммерческим партнерством «Национальная Медицинская Палата» в целях создания правовых, методологических, финансовых и организационных условий для становления и развития системы саморегулированияпрофессиональной деятельности врачей (медицинских работников)как одного из механизмов реализации государственной политикии управления деятельностью в сфере охраны здоровья.

В случае одобрения проекта Концепции профессиональным сообществом ее реализация рассчитана на 2015–2017 годы, что обусловлено необходимостью комплексного решения данной проблемы нарядус вступлением в силу отдельных положений Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ), касающихся аккредитации медицинских работников с 01.01.2016.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «ЛИГА ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ»