Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации
ГлавнаяЭкспертный клубВопросы саморегулированияСаморегулирование. Международный опыт

Саморегулирование. Международный опыт

В преддверии Первой Всероссийской конференции «Саморегулирование профессиональной медицинской деятельности. Улучшение качества оказания медицинской помощи населению России. Защита интересов медицинских работников» стартовал проект РИА «Новости». Ведущие международные эксперты делятся практическим опытом в решении вопросов саморегулирования, а российские коллеги представляют свой взгляд на развитие нового для нашей страны института гражданского общества. В этой рубрике мы публикуем серию интервью с собеседниками корреспондентов РИА «Новости».

Врачи в Бельгии - вторые после пожарных в рейтинге доверия

Гильдии врачей - широко распространенные в Европе организации, задача которых состоит, в том, чтобы устанавливать факты нарушения дисциплины и наказывать врачей, не соблюдающих её. У них нет права проводить расследования, как у прокуратуры, но они могут заслушивать различные стороны и выносить решения о санкциях по отношению к врачам, нарушившим кодекс врачебной этики. Для того чтобы такие санкции были вынесены, врач должен, по сути, признать допущенное нарушение. Таким образом, возможности её несколько ограничены. И тем не менее, организация функционирует весьма успешно. Порой её решения оспариваются, так как не все считают существующие правила идеальными и полагают, что внимательность и предоставление качественных услуг важнее вопросов профессиональной чести и достоинства.

В Польше пациент может обратиться во врачебный суд

Создание самоуправляемых профессиональных организаций, представляющих лиц ряда профессий так называемого «публичного доверия», а также необходимый контроль над ними в интересах общества записан в Конституции Польши. Самоуправление врачей также является самоуправлением так называемого «публичного доверия». Самоуправления врачей видит свои задачи в занятии позиции в вопросах здоровья общества, политик здравоохранения государства и организации охраны здоровья населения. В Польше мы говорим о широко понимаемом понятии «система охраны здоровья». Под самоуправлением профессиональной врачебной организации можно понимать влияние врачебного сообщества при принятии правовых актов, касающихся охраны здоровья, в ходе общественных консультаций с министром здравоохранения, а также выполнения врачебных обязанностей. Я бы не стал оценивать работу министерства здравоохранения и врачебного самоуправления в категориях «кто из нас важнее». Как министерство, так и профессиональные организации, имеют четкие задачи и стараются сотрудничать.

Голландским врачам не нужны директивы министерства

У нас в Голландии врач обязан действовать в интересах пациента, то есть делать то, что лучше для пациента. Таковы профессиональные стандарты. Нам не требуются директивы министерства или указания руководства клиники или другие административные указы. Мы действуем в интересах пациента вне зависимости или в рамках финансовых условий. То есть, если говорить коротко, профессиональная автономия означает, что для врача главное то, что лучше для его пациента; иногда лучше лечить, а иногда не лечить, и совместно с пациентом принимает наиболее приемлемое решение.

Для французских врачей непрерывное образование обязательно

Национальный совет коллегии врачей по французскому законодательству обладает специальным статусом, дающим ему определенные полномочия. Совет работает автономно в том, что касается выдачи разрешений на медицинскую практику, а также дисциплинарного воздействия на врачей, совершающих ошибки. В своей деятельности мы все время ссылаемся на французский кодекс профессиональной этики, который отражает Кодекс здравоохранения. Преимущество заключаются в том, что врачи сами регулируют вопросы профессиональной деятельности. Они контролируют запись в коллегии, выдачу разрешений на работу, проверку квалификации врачей и дисциплину все нарушения профессиональной этики. Вместе с тем, врачи не могут избежать уголовного разбирательства, в случае, например, убийства пациента. Одно другого не заменяет. Мы при этом находимся под контролем Министерства здравоохранения, но у каждого есть свои функции. Например, когда мы выдаем квалификационный документ, министерство ставит на нем вторую подпись.

Японские врачи сами разрабатывают стандарты деятельности

Японская медицинская ассоциация (ЯМА) финансируется в основном за счет взносов членов, и при этом сотрудники ассоциации, ее члены и секретариат независимы от правительства. Подобная независимость в финансовых и кадровых вопросах позволяет нам достичь профессиональной автономности и проводить в жизнь свою политику в области здравоохранения. Отдельные проекты мы реализуем совместно с правительством, в частности, проект нашего Центра клинических исследований. Финансы для ведения такой деятельности выделяются правительством и поступают на наши специальные счета.

Кодекс врачебной этики нельзя навязать полицейскими методами

У нас не только федеральное государство, но и система, близкая к американской: наши кантоны примерно как американские штаты. Кантоны ответственны за сохранение здоровья населения. Федеральное государство создает законные рамки всему этому, ответственно за социальное страхование, за предотвращение и борьбу с эпидемиями, занимается прививками и так далее. Кантоны воплощают это на деле. Они выдают врачам разрешение на работу, их врачи работают в школах, они занимаются больницами. Есть разделение полномочий между федеральными властями в кантоне. Наша ассоциация занимается скорее профсоюзной деятельностью. Мы защищаем тарифные ставки перед страховыми компаниями, занимаемся вопросами медицинской этики. Государство поручило нам организацию и контроль последипломного образования. Не университетское образование, а специализацию, которую врачи затем приобретают.

Самоуправление врачей закреплено в конституции Австрии

Австрийская врачебная палата призвана решать любые вопросы, которые затрагивают общие профессиональные, социальные и экономические интересы членов и следить за соблюдением врачебного профессионального имиджа, а также врачебных профессиональных обязанностей. В системе профессионального самоуправления представители профессии в соответствии с государственными законами самостоятельно определяют рамочные условия своей профессиональной деятельности и обеспечивают их выполнение. При этом они могут полагаться на собственный профессиональный опыт и исходить из собственной оценки положения дел в их работе. Таким образом, создаются удобные, эффективные, актуальные и соответствующие профессиональным потребностям рамочные условия для осуществления врачебной деятельности. Самоуправление Палат закреплено в австрийской Федеральной Конституции. Министерство здравоохранения выступает, в соответствии с Законом о врачебной деятельности, в качестве надзорного органа. Например, мы ежегодно отчитываемся перед ним о своей деятельности, направляя отчет в письменной форме.

Опыт врачебного саморегулирования и самоуправления за рубежом

В последнее время в рамках Комиссии по здравоохранению Общественной палаты РФ обсуждается вопрос о создании в России медицинской палаты. Вначале дискуссия велась о том, нужна ли вообще медицинская палата, поскольку в стране имеется целый ряд успешно функционирующих профессиональных обществ (стоматологов, педиатров, кардиологов, хирургов, пульмонологов, врачей общей практики и других специалистов), а также ряд таких объединений, как Российская медицинская ассоциация, Российское медицинское общество, ассоциация медицинских сестер и другие общественные медицинские организации. После того, как было установлено, что медицинская палата нужна, дискуссия развернулась вокруг ее названия, членства, функций и структуры, устава. В процессе обсуждений были высказаны достаточно разумные предложения, одно из которых сводилось к использованию многолетнего международного опыта в создании Российской медицинской палаты. Вот почему редакция обратилась к Ю.М.Комарову с просьбой представить этот опыт.

Наши партнеры

Медицинский вестник