Russian
English
Авторизация
Вспомнить пароль?
Вспомнить пароль
Вернуться к авторизации

Выступление Л.М.Рошаля на заседании Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике

26.02.2013

Заседание Совета по реализации приоритетных нацпроектов и демографической политике

26 февраля 2013 г.

Текст выступления Президента Национальной медицинской Палаты Л.Рошаля

С сайта Президента России

Я поддерживаю основные положения Вашего доклада, Владимир Владимирович, и Вероники Игоревны.

Национальная медицинская палата сейчас работает в конструктивном сотрудничестве с Минздравом, наконец-то. Повороты в желании изменить ситуацию в здравоохранении в стране видят все. Только слепой и глухой этого не видит и не слышит. Работу, направленную на решение проблем детства и материнства, снижения детской смертности, детской инвалидности можно только приветствовать и поддержать.

Но кроме этого существуют и другие серьёзные проблемы, которые имеют непосредственное отношение к обсуждаемой теме и вообще к удовлетворению населения страны здравоохранением.

Первое – это катастрофическая нехватка кадров не только в первичном звене, но и в стационарах, узких специалистов, включая анестезиологов, ревматологов и так далее.

Прошлое Минздравсоцразвития не ставило эти вопросы остро. Без решения кадровой проблемы у нас ничего не получится. Сегодня нередки случаи, когда участковые врачи работают на двух и трёх участках. О каком качестве может идти речь? Отток продолжается. Заколдованный круг.

Владимир Владимирович, Вы помните, как Вы решили проблему первичного звена лет восемь тому назад по программе «Здоровье»? Вы резко повысили заработную плату участковым врачам и медсёстрам и спасли первичное звено. Это реально, и это было так. Сегодня, к сожалению, ситуация опять оказывается не лучше, чем тогда. Я прямо говорю, что без повышения заработной платы в ближайшее время и решения проблемы отобранных социальных льгот у медиков в сельских отдалённых районах мы эту проблему не решим. Нужно приветствовать Ваше решение и выдавать по 1 миллиону молодому выпускнику, который идёт работать на село. Опыт показал, что народ пошёл, но кардинального перелома не наступило. Нам сегодня не хватает более 120 тысяч врачей, по скромным подсчётам, не говоря о медицинских сёстрах.

Медицинские институты в год выпускают 30 тысяч. Посчитайте, если даже все 100 процентов уйдут в практическую медицину (а в целом не уходят в практическую медицину 30–40 и более процентов выпускников), наряду с существенным повышением заработной платы и решением социальных вопросов, без введения в медицинских институтах как экстренной меры распределения выпускников (я упрямо и неоднократно говорю об этом), которые обучаются за государственный счёт, мы эту проблему не решим. Эту идею поддерживает более 80 процентов медицинских работников. Мы, оказывается, очень богатое государство, учим 6 лет за государственные деньги, и что? Врачи нам нужны сегодня, а не через 5 лет.

Речь идёт не только о молодых специалистах. Сегодня началось вымывание, в том числе и хороших врачей, из государственной системы в частную. Мы конкурировать по зарплате, подчёркиваю, по зарплате не можем. Там в разы больше.

Вы сегодня были во вновь открытом хорошем частном медицинском учреждении. Это хорошо? Хорошо. Частный рынок ещё не заполнен. Если у нас за платную медицину могут платить около 15–20 процентов населения, то это где-то 20 миллионов, 30 миллионов. Это много. И не нужно говорить красивые слова. Всё же основной посыл частной медицины – зарабатывать деньги. Я со многими из них дружу. Они не альтруисты, и мы это понимаем.

Основным направлением у нас, конечно, государственное здравоохранение должно быть. Но откуда у них кадры? А кадры от нас. А у нас самих не хватает. Нужно серьёзно подумать в отношении законодательства. Мне не нравится американская система здравоохранения в плане финансовых проблем. Но там вопрос частной и государственной [медицины] юридически снят. Очень многие врачи одновременно работают и в государственном, и в частном: полдня – там, полдня – в другом месте. Причём работа в государственных очень почётна. И нам нужно уменьшить разницу в заработной плате в государственном и в частном секторе. Иначе мы потеряем государственный сектор.

Теперь про первичное звено. Советская структура первичного звена – основа системы здравоохранения – и функционально, и организационно была одна из самых лучших в мире. Именно там и профилактика, и здоровье. Ничего выдумывать не нужно. Проблемы первичного звена во многом связаны с решением тех же кадровых проблем и желанием её модернизировать, что сейчас выражается в ухудшении доступности медицинской помощи и недовольстве населения. Мало её оснастить аппаратурой. Нужно сделать так, чтобы народу было удобно и квалификация врачей была высокой. Никаких трёх уровней оказания медпомощи не получится, если не будет первого, основного, – амбулаторно-поликлинической службы. У нас все реформы направлены на сокращение коек и больниц, как правило, именно на селе, а не на улучшение. Я ненавижу в здравоохранении слово «рентабельность». Здесь должны быть допуски.

Только что на площадке Народного фронта, Владимир Владимирович, мы рассмотрели неоправданное закрытие ФАПов, сельских больниц, родильных домов. Народу не объясняют, а ставят перед фактом. Недовольство огромное. Такая реструктуризация нам не нужна. Мы вообще пожинаем плоды того периода, говорю откровенно, когда нами руководили не медики. Экономика в здравоохранении необходима, но не такая.

Ещё раз поддерживаю Вашу позицию в этом вопросе, которую Вы изложили сейчас в этом докладе. Мы только сейчас поворачиваемся к внедрению в стране современной модели последипломной подготовки, которая должна сделать хорошего врача, которая не менее, а более важна, чем покупка компьютерных томографов.

Сейчас Национальная медицинская палата вместе с Минздравом приступили к практической реализации этого направления. Я обращаюсь к присутствующим губернаторам и не присутствующим здесь, что огромную роль в этом направлении играет работа медицинских ассоциаций, нужно развивать и укреплять их. Нам нужен современный доктор, которому должны быть созданы все условия для постоянного совершенствования, как во многих странах мира. Для этого нужны чётко отработанные программы, повышение ответственности профессиональных медицинских организаций и отдельная строчка в федеральном региональном бюджете на непрерывное образование.

У большинства врачей нет денег, чтобы платить за него. Национальная медицинская палата работает над внедрением непрерывного, дистанционного, персонифицированного, подчёркиваю, образования врачей. Нам нужно создать благоприятную среду для постоянного повышения квалификаций медицинским работникам.

Теперь следующее. Владимир Владимирович, я что-то не пойму: Вы говорили, что модернизация здравоохранения не закончится, что она не является предвыборным ходом. Может быть, не такие огромные деньги, которые Вы выделили – 460 миллиардов – и которые сложно было переварить за два года, но хотя бы по четвертушке из них должно постоянно идти на материально-техническое перевооружение в здравоохранении. И тогда за 3–4 года мы приведём материально-техническую базу в более или менее нормальное состояние. И я с Вами согласен, это должны быть деньги не на покраску и на подмазку, а на конкретную работу.

Когда мы Вам писали письмо о детской программе, которую мы сегодня обсуждаем, и принятом Вами решении рассмотреть вопрос о выделении на неё дополнительных 100 миллиардов, мы предполагали, что это должен быть плюс к бюджету, а не за счёт уже спланированного бюджета, где как раз и были заложены деньги на продолжение модернизации не только детского сектора. А теперь что получается? Нам этих денег, кажется, не дают, если я не ошибаюсь, и мы должны всю эту работу на 75 миллиардов провести в рамках спланированного и рассчитанного бюджета.

Я хотел бы напомнить финансистам, что здравоохранение в стране недофинансируется по сравнению с другими странами. Там государство выделяет на него 7–10 процентов ВВП, а у нас почти в два раза меньше. Мы понимаем всю сложность сегодняшнего мира и нашей страны, очень хорошо понимаем. Мы говорим о приоритетах и ментальности. Прежде чем с нас спрашивать, вы, товарищи финансисты, сначала дайте нам возможность это сделать, а затем требуйте. Вдруг сейчас появилась цифра, что сегодня на здравоохранение 4,7 процента ВВП нарисовали. Не верю. Только что говорили про 3 процента ВВП. А вообще планировали уменьшить до 2,8 процента. Вы что, хотите Болотную площадь? Разве так можно?

Владимир Владимирович, Вы обещали к 2014–2015 годам 5 процентов на здравоохранение. Давайте мы начнём. Деньги должны выделяться под конкретные программы, и прежде всего такие, от которых зависит смертность и инвалидность.

Для примера, хочу спросить: когда мы доведём скорую и неотложную медицинскую помощь по материально-техническому обеспечению и кадрам в целом в стране до нормального уровня? И когда мы разорвём административные границы, которые мешают оказанию и развитию медпомощи, и не только скорой, скажите, пожалуйста? Скорая и неотложная помощь – это наш хребет, она не менее важна, чем поликлиники. Машины, которые выделили по программе «Здоровье», уже почти все развалились. И где государственная программа, которая должна решить эту проблему? Разница в зарплатах у тех же врачей скорой помощи в разных регионах в разы – от 14 до 60 тысяч. Так же не должно быть в одной стране!

Сейчас начала внедряться новая форма – концессия в здравоохранении. Может быть, это хорошо, а может быть, и нет. Она нигде не обсуждалась; к чему она приведёт – непонятно. Не обсуждены риски, связанные с введением концессии для государственного здравоохранения. И мы планируем в рамках Общероссийского народного фронта провести дискуссию на эту тему. Придём к выводу «да» – да.

И мы остаёмся приверженцами идеи, что деньги должны идти за больным по государственным расценкам, куда бы он ни пришёл. Это на определённый процент увеличивает сегмент населения, который может использовать коммерческую медицину.

Наконец, просто чтобы обострить и привлечь внимание, хочу Вам сказать, что уже полтора года не работает один из лучших российских окулистов, человек с мировым именем, член-корреспондент Российской академии медицинских наук Тахчиди, которого оболгали, чтобы снять с работы и поставить во главе глазного института специалиста не окулиста, но бывшего депутата и члена высшего совета партии «Единая Россия». Что, Тахчиди вынужден уехать из России, должен? Он, получается, дважды репрессирован: один раз, когда он был ребёнком и его с родителями выслали в Сибирь, но потом реабилитировали, и сейчас второй раз. Что мы делаем? Медицинская общественность очень внимательно следит за этим делом, на его стороне большинство медицинских работников. Речь идёт о справедливости – есть она или нет.

И хочу отдельное спасибо сказать прокуратуре, которая занимает принципиальную позицию по этому вопросу. Спасибо большое.

В.ПУТИН: Спасибо.

Л.РОШАЛЬ: И последнее. Нам повезло с новым Министром, чтобы не сглазить. Но ей сейчас очень сложно, и мы будем помогать. На неё свалился огромный груз, груз не решённых ранее проблем. Спасибо.

В.ПУТИН: Небольшую справку вот здесь мы хотим дать по поводу расходов на здравоохранение. У нас в этом году расходная часть бюджета – 13 триллионов рублей, из них 1,4 триллиона пойдёт только по ОМС на медицину и специализированную помощь. В целом на медицину консолидированно будет истрачено 2,7 триллиона рублей, это по федеральному бюджету составит 3,7 процента, а всего, если посмотреть по разным министерствам и ведомствам, расходы на медицину будут 600 миллиардов. Это включая и Министерство обороны, и прочие ведомства. Всё это требует, конечно, внимательного отношения со стороны Счётной палаты, со стороны других контролирующих органов. Такие цифры изложены в бюджете, это закон, который должен исполняться.

Что касается дополнительных средств. Я согласен с вами, в том числе мы для этого сегодня собрались, для того, чтобы посмотреть по одному из важнейших направлений медицины – по демографии. Демография – более широкое понятие, чем медицина, но тем не менее медицинская составляющая очень важна и, наверное, наиболее капиталоёмкая. Вместе всё и посмотрим.

Ассоциации, в том числе ассоциация, которую возглавляет Леонид Михайлович, конечно, очень важны для того, чтобы консолидировать общественное мнение, для того, чтобы вовремя давать какие-то сигналы органам власти. Но я считаю, что так же, как и по другим отраслям, нужно смелее передавать на их уровень различные вопросы, связанные с регулированием, может быть, с поддержанием постоянной подготовки кадров врачебных и так далее. Во всяком случае, что касается регулирования, – это точно. Надо, конечно, внимательно и профессионально к этому подойти, аккуратно, но двигаться в этом направлении нужно, повторяю, не только в сфере медицины, но и по другим отраслям.

Другие новостиАппаратные совещанияНовости отраслиНовости членов Национальной Медицинской Палаты

Эксперты: Врачи защищают жизни, а не оказывают услуги. Их труд не равен стрижке

21.03.2024

"Врачи стоят на защите наших жизней и здоровья, но никак не оказывают услуги. Их труд не должен приравниваться, например, к стрижке в парикмахерской или маникюру. Без этих услуг человек может обойтись, а вот без медицинской помощи в тяжелой ситуации - нет", - поясняет один из авторов законопроекта, депутат Госдумы Юлия Дрожжина. Но из-за таких вот словесных противоречий врачи нередко попадают под возбуждение уголовных дел.

Врач, защити себя сам

15.03.2024

Президент Путин поручил СК РФ рассмотреть вопрос о привлечении Национальной медицинской палаты к расследованию уголовных дел против медработников. Профессиональная организация могла бы дать экспертное заключение в делах о так называемых врачебных ошибках. Президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль говорит, что они с коллегами давно продвигают идею независимой экспертизы, и считает поручение президента важным шагом в этом направлении. Однако эксперты-юристы сомневаются, что такую инициативу сейчас удастся реализовать.

Нацмедпалата заявила о возможности привлекать любых специалистов к медицинским экспертизам

12.03.2024

Союз медицинского сообщества "Национальная медицинская палата" способен привлекать любых экспертов к работе, связанной с медицинскими делами. На протяжении десяти лет в организации работает центр независимой медицинской экспертизы, сообщил ТАСС президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Нацмедпалаты Леонид Рошаль.

Рошаль призвал исключить понятие "медицинская услуга"

12.03.2024

Президент Национальной медицинской палаты отметил, что эти изменения никак не ухудшают положения пациентов. Такой термин, как "медицинская услуга", необходимо исключить полностью, врачи в России оказывают медицинскую помощь. Такое мнение ТАСС высказал президент НИИ неотложной детской хирургии и травматологии, президент Национальной медицинской палаты Леонид Рошаль.

Путин поручил рассмотреть привлечение Нацмедпалаты к расследованию дел о врачебных ошибках

11.03.2024

Срок исполнения установлен до 1 июня 2024 года. Президент России Владимир Путин поручил рассмотреть целесообразность привлечения Национальной медицинской палаты к расследованию уголовных дел в отношении медиков, совершивших ошибки, сообщается на сайте Кремля.

Медики получили методичку о том, как реагировать на хамское поведение пациентов

05.02.2024

Хамское отношение пациентов к медикам в России — весьма распространенное явление. Вместо благодарности за помощь врачи и медсестры часто получают от болезных богатые порции оскорблений, нередко выраженных в нецензурной форме.

Не то чтобы терпению людей в белых халатах настал предел, но юристы твердо решили рекомендовать им не спускать ситуацию на тормозах и не давать себя в обиду. Совместно с филологами юристы крупнейшего в стране объединения медиков — Национальной медицинской палаты — проанализировали судебную практику и составили подробную методичку на тему, как действовать, если кто-то обзывается.

Роль и значение Союза «Нацмедпалата» в российском здравоохранении

02.02.2024

Выступление Президента Союза «Национальная медицинская Палата», сопредседателя Центрального штаба ОНФ Л.М.Рошаля на «Дне здоровья» на ВДНХ 2 февраля 2024 г.

Врач не обслуга. Рошаль рассказал, зачем нужно объединить всех медиков РФ

20.10.2023

Целевиков, которые не вышли на работу в то место, которое оплатило их обучение, нужно штрафовать. Медицину следует прекратить воспринимать как услугу. А врачам следует объединиться в одно сообщество. Так считает Леонид Рошаль и эксперты, принявшие участие в съезде Национальной Медицинской палаты.

IX Съезд Союза медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата»

19.10.2023

Его основная тема - участие профессиональных и территориальных некоммерческих медицинских организации в решении проблем российского здравоохранения. В первый день его работы представители медицинского сообщества обсудят широкий круг тем: организация работы по аккредитации врачей, разработка клинических рекомендаций и деятельность Научно-практического совета, создание и актуализация профессиональных стандартов, а также аккредитация образовательных мероприятий. Также будет проведен анализ положительных практик в деятельности членов союза «НМП».

Леонид Рошаль: Необходимо повышать юридическую грамотность врачей

19.10.2023

Основная задача Национальной медицинской палаты - поднять квалификацию всего врачебного сообщества. Чтобы каждый гражданин, который обращается к врачу, ушел удовлетворенным. Да, это не просто. Тут немало проблем. Но прежде всего нужно совершить глобальные перемены в медицинском образовании. И мы этим занимаемся.

Наши партнеры

Медицинский вестник